«Это не игра, а какой-то анекдот» – такова первая мысль случайного зрителя. Ну, где еще маленькие покемоны получают кованым сапогом по детским мордашкам, а злыдни отскакивают от ударов как мячики?! Но стоит только на секунду задержаться перед экраном, как за мультяшными поединками в стиле пятничного рестлинг-шоу откроется панорамная королевская битва и потрясающее приключение для всех-всех-всех персонажей великой Nintendo (и не только). Точно сказать, какой жанр скрывается под обложкой Super Smash Bros. Brawl, довольно сложно, уж больно разнообразную программу приготовили разработчики. Это и двухмерный файтинг, и потрясающее приключение, и аркада с прыжками, и охапка дополнительных мини-игр. Начинается шоу с поединка двух или четырех противников, отрабатывающих друг на друге фирменные приемы, продолжается захватывающей битвой за спасение десятка игровых миров, а заканчивается юмористическими сценками и забавными соревнованиями.
Пока добрые герои увлеченно наблюдали за финалом чемпионата, где сошлись Марио и Кирби, из соседнего измерения показалась армия вторжения. Темные силы во главе с Боузером, Варио, Древним Министром (Ancient Minister) и Ганондорфом (Ganondorf) методично вырубают защитников и пробивают в реальности небольшие черные дыры. Кто спасет вселенную Nintendo от разорения? Конечно, игрок, который возьмет под свое руководство разрозненные силы сопротивления и поведет их к победе через добрые два десятка локаций.
Небеса и джунгли, водопады и ледяные вершины, глубокие пещеры, огненные недра вулканов и технические этажи секретных станций – везде и всюду от героев требуется исполнить обязательный акробатический этюд: перепрыгнуть через препятствия и ямы, избежать контакта с ловушками, убежать от лавы и разобраться с многочисленными противниками. Финал каждого эпизода – драка с местным боссом или победа над темным эмиссаром. Побежденный, как правило, осознает собственные ошибки и вливается в нашу армию.
Большинство в звездном составе участников – мегапопулярные персонажи, которые с друзьями и коварными недругами уверенно держат линию обороны в текущей войне больших и карманных консолей. Это неунывающий Марио с семейством, отважный Линк и гордая Зельда, бесстрашный наемник Айк и смертоносная Самус Аран, братья Конги и выводок покемонов, уморительно смешной динозаврик Йоши и карикатурно уродливый толстячок Варио.
Второй эшелон – ветераны, давным-давно принесшие славу и финансовое благополучие большой N, возрожденные заново для службы в сервисе Virtual Console: мальчишки Лукас и Несс (EarthBound), эскимосы Попо и Нана (Ice Climber), Пит (Kid Icarus) и капитан Фалкон (F-Zero). В третьей волне – «звездные» старички, чье появление на Wii вполне может состояться в ближайшие годы – троица космических пилотов Лис, Сокол и Волк (Star Fox), и защитник хрупких экосистем Олимар (Pikmin).
Почетные места на скамейке запасных закреплены за роботом R.O.B. и мистером Game & Watch. Первый некогда был специальным игровым устройством для NES, а второй олицетворяет собой целую игровую систему, известную в бывшем СССР в виде местной модификации «волк и яйца». Объединяет столь разношерстную компанию только имя Shigeru Miyamoto – создателя, родителя и продюсера практически всех крупных проектов от Nintendo, включая и Wii, и Wii Fit.
На волшебное рестлинг-шоу не постеснялись выхлопотать себе приглашения и посторонние – шустрый Соник и суровый Снейк. Еж, существо сообразительное и неприхотливое, давным-давно безбедно живет-поживает на Wii, а вот Снейк скорее всего так и останется приглашенной звездой.
Персонажей не просто много, их огромное количество: больше трех десятков бойцов готовы защищать честь своих игровых вселенных. Что они умеют? О, многое: Бить слегка и наотмашь, используя руки и ноги, колени и локти, головы и пятые точки, мечи и дубинки. Плетут восьмерки и закручивают хитрым финтом клинки. Раздают щедрые оплеухи и апперкоты. Они забрасывают оппонентов стрелами и гранатами, цепляют крючьями «кошки» и хлещут энергетической плетью, пускают струи пламени и миниатюрные молнии, ставят мины или запускают самонаводящиеся ракеты. Герои призывают себе на помощь танки и гоночные машины, метеоры и звездолеты, вертолеты и богов, ватагу покемонов и персонажей других игр.
Не все куклы от рождения задумывались как машины для убийства, но станут таковыми в драке. Смертоносный арсенал пополняется постоянно, так как на игровую арену вбрасывают дополнительный реквизит. Интерес представляет скорее не сам оружейный набор, а то, как герои с ним обращаются, сочетая свои фирменные приемы с подобранным арсеналом. Это кульминация всего шоу с фехтованием на волшебных палочках, бейсбольных битах, молотках и кувалдах, ромашках и лазерных мечах. Дуэлянты не гнушаются подобрать бластер или плазменную винтовку. Пуляют друг в друга коробки и бочки с динамитом, дымовые шашки и колючки, банановую кожуру и черепашьи панцири. Объедаются грибами, чтобы стать большими и сильными или маленькими и незаметными. В скоростной драке только одно правило – необходимо оставаться на арене до самого конца, стараясь выбросить мощным ударом противника с платформы в пропасть.
Скорость и быстрота реакции – вот главные ключи к победе. Не важно, хорошо или плохо вы узнали своего подопечного, все приемы осваиваются на интуитивном уровне, а новые предметы в один миг ломают сложившийся баланс сил. Самообладание и стальные нервы? Забудьте о дурацком стереотипе. Только тот, кто хохочет над ужимками своих подопечных и веселится над комичной потасовкой от души, найдет выход из любой ситуации. Ну, как оставаться серьезным, когда Йоши съедает оппонента и возвращает назад чужую тушку, заключенную в яичную скорлупу?! Как не восхитится точеной фигурке Самус Аран, сбросившей фирменную оранжевую броню?! Как оставить без внимания переодевание Зельды из придворного наряда в тряпки уличного воришки?!
Выйти из боя? Проще переломать себе пальцы. Не верите?! А придется! Для простой операции при подключенном нунчаке потребуется одновременно зажать 4 (!) кнопки, расположенные по разные стороны вимота. При потрясающей скорости поединков управление с перевернутым по горизонтали вимотом (а также классическим или оригинальным контроллером от Game Cube), гораздо удобнее.
Двухмерность происходящего условна и практически не ощущается за счет нескольких хитрых приемов. Во-первых, арены и сами фигурки бойцов полностью трехмерны. Во-вторых, экран не статичен. По желанию невидимого режиссера платформы меняются местами и переворачиваются, оператор ищет новые ракурсы: приближает и удаляет место драки. На стадионе для битв покемонов поле превратится в горы, обрушится мост из приключений Линка (Bridge of Eldin), вулкан из Метроида ответит на раздражающие прыжки потоком огненной лавы. Задние декорации и фоновые картинки – вообще живут своей собственной жизнью. Там носятся звездолеты, планеты перемещаются в космосе, оживают монстры, атакующие штурмуют крепости, выясняют отношения гонщики или барды выступают перед собравшейся публикой. Драка может происходить и в небесных чертогах древних богов и на одной из музыкальных арен Electroplankton’а, на экране древней карманной приставки Game & Watch и в декорациях Изумрудного острова. Надоели все арены? Не беда, есть возможность создать свою уникальную, как для забега, так и для поединка.
Завершающая часть развлекательной программы разделена на мини-игры и специальные сценарии (events), где фантазия разработчиков ставит игроку комичные условия победы. «Трудно ли быть Марио?» – размышляет Боузер и отправляется на пробежку по самому первому уровню. Сопровождают заклятого врага и подталкивают зуботычинами трое клонированных водопроводчиков. Остальные вопросы в том же духе. Линку – необходимо победить самого себя в классическом бое с тенью. Пикачу – выдержать битву одновременно с тремя покемонами. Малютке роботу R.O.B. – обуздать трех гигантских зверей, крушащих город.
Мини-игры – это уже отработка техники и отдельных ударов. Бегаем по лабиринту и быстро-быстро выбиваем максимальное количество мишеней. На стадионе одним-единственным ударом отправляем в полет мешок с песком. Чем дальше – тем лучше, а если не хватает собственной силушки – рядом лежит бейсбольная бита. В соревнованиях на выносливость придется без передышки выбить 100 оппонентов или разобраться со всеми боссами игры.
Собирательство – вот еще одна пряность, без которой невозможно почувствовать вкус Super Smash Bros. Brawl. Игрока сначала в принудительном порядке гонят выполнять обязательную программу по прохождению сольной кампании (это необходимо для найма доброй половины бойцов), а затем он сам, как заядлый коллекционер, собирает наклейки, статуэтки, мелодии и дополнительные арены. Большая часть трофеев годится лишь для умащения нашего тщеславия. Только наклейки, оформленные в небольшие альбомы для каждого персонажа, увеличат урон, наносимый обычными и специальными атаками. Накопили достаточно средств? Добро пожаловать к игровому автомату, где за каждый выстрел требуют ровно одну монетку. Наградой же будут подстреленные статуэтки и трофейные наклейки.
Diagnosis
Файтинг и двухмерный платформер, под завязку набитые популярными героями, фирменными декорациями и мини-играми – это потрясающий по вкусу и послевкусию коктейль. Игроку просто не дают соскучиться ни на одном из представленных аттракционов. Больше трех десятков персонажей сначала молотят друг дружку, потом спасают, чтобы компанией снова отмутузить кого-нибудь. Клоунада с причинением тяжких телесных повреждений не так проста, как кажется: дело не столько в знании слабых и сильных сторон любимых героев, сколько в динамике и неожиданных мгновенных решениях, которые принимают игроки. Вброс дополнительного реквизита только ускоряет драку и подстегивает деструктивную фантазию. Печально или радостно, но Super Smash Bros. Brawl – это последний римейк для Wii из закромов известных брендов Game Cube. Что будет дальше, и чем нас будет удивлять большая N – скоро увидим.
Pro:
Звездный состав участников
Полный арсенал фирменных приемов от известных героев
Приключение и бойцовский клуб в одном флаконе
Юмор и смешные гэги
Арены и тематические локации из игр by Nintendo
Забавные специальные режимы игры
Бонусные материалы: мини-игры ролики, статуэтки, наклейки
Музыкальное сопровождение из обновленных мелодий старых игровых шедевров
Онлайн-поединки
Редактор уровней
Contra:
Не задействовано инновационное управление