Nintendo DS — это 47 млн. реализованных консолей по всему миру. Это самая продаваемая приставка нового — седьмого поколения платформ. За два с половиной года, что DS на рынке, успело выйти столько любопытных игр, что для их рассмотрения не хватит и трех таких материалов. Тем не менее, для сегодняшнего разговора мы отобрали самые знаковые и интереснейшие тайтлы. Просим любить, жаловать и, по возможности, опробовать в деле — получите море удовольствия, не сомневайтесь.
Castlevania: Portrait of Ruin
Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Бэтмен и Робин, Бони и Клайд, Петька и Василий Иванович, да что там: Дед Мороз и Снегурочка! Что объединяет этих абсолютно разных товарищей? Они работали в команде! А чем игропром хуже? Не счесть творений, где во главу угла поставлена возможность параллельного прохождения двумя персонажами и комбинирования их способностей. К чему эта историческая справка? Дело в том, что моду на отряд из двух главных героев переняли разработчики Castlevania: Portrait of Ruin. И платформер со свободным исследованием громадного замка Дракулы заиграл новыми красками.
Ведь под нашим неусыпным контролем оказалась не только грубая мужская сила в лице мсье Джонатана Морриса, но и магия очаровательной госпожи Шарлотты Аулин. На дворе гремит Вторая Мировая, а в ночи возникает замок Дракулы, который ждет своего часа, чтобы попытаться захватить мир … На самом деле, будильник графа еще не сработал, он и вовсе заведен на девяностые годы XX века, а крепость очнулась по велению другого алчного вампира — Браунера. Его-то нам и надо проучить.
Управлять можно как одним героем, так и двумя сразу. В последнем случае искусственный интеллект берет на себя роль слепого, а мы — поводыря…Он беззубо пытается повторять наши действия, и не всегда это выходит продуктивно, доложу я вам. Тем не менее, функция эта очень полезна, когда на пути попадаются загадки. Например, чтобы забраться на высокую платформу, запрыгиваем одним персонажем на статую, а другим толкаем ее поближе. Переключившись на героя, который вверху, попадаем на выступ, второй же персонаж магическим образом телепортируется наверх. Кроме того, на пару с волшебницей Шарлоттой у Джонатана получаются отличные, буквально убийственные заклинания.
В остальном же, традиционная геймплейная основа основ серии Castlevania осталась неизменной: путешествуем по вампирским покоям с непременными битвами с монструозными боссами. Как всегда, после схватки с ними, главный герой получает дополнительные способности, которых как раз и не хватало, чтобы попасть в очередной уголок темного замка. Все действо происходит на нижнем экране без участия стилуса и микрофона, а верхний занимает карта замка — поразительно удобная штука! После Castlevania: Portrait of Ruin во всех подобных проектах глазами ищешь карту наверху и очень расстраиваешься, когда ее не находишь.
Dr. Kawashima's Brain Training: How Old is Your Brain?
Лейтмотивом конференции Nintendo в рамках Е3 2007 были инновационные проекты — игры для всей семьи. «Большая N» хвасталась статистикой, согласно которой компания постепенно захватывает незадействованные прежде участки рынка: средний возраст геймеров у нее повыше, чем у конкурентов, да и женская половина планеты отдает предпочтение продуктам Nintendo. В числе творений, поспособствовавших этим успехам — серия Brain Age.
В Европе первая часть получила название: Dr. Kawashima's Brain Training: How Old is Your Brain? (Думаете, слишком длинно? Оцените японский размах: на островах имя проекта состоит почти из двух десятков слов). В основе — идея, что человеческий мозг можно тренировать и развивать. «Достаточно тренировать его по несколько минут в день, и результаты не заставят себя ждать», — убеждает голова профессора Кавасимы на экране. Здесь есть календарь, и ведется график ваших занятий. Режимов не много, основной — Brain Age Check. Игра предлагает три теста, в зависимости от того, как быстро и насколько правильно вы их пройдете, — высчитывается возраст вашего мозга по шкале от 20 до 80 лет. Задания вовсю используют микрофон и тактильный экран консоли, так что простенькое сложение-умножение превращается в довольно увлекательное действо, когда ответ пишешь сам. Увы, интересные «миссии» перемежаются со скучными и непривычными для нашего геймера. Например, к ним относятся чтение на скорость, где так и хочется сжульничать, или определение количества слогов в предложении, которое, естественно, состоит из английских слов…
История создания проекта весьма романтична. Эксперт в области нейрофизиологии и исследователь человеческого мозга, профессор Рюта Кавасима, написал книгу — Train Your Brain: 60 Days to a Better Brain. Она стала поразительно популярна в Японии, и президент Nintendo — Сатору Ивата — заинтересовался теорией Кавасимы. Он связался с профессором и предложил сделать игру для Nintando DS, в которой геймеру предстояло бы развивать свой мозг. Результат налицо — многомиллионные продажи проекта и консоли. Но самое главное — такую игру покупали и взрослые, и даже пожилые люди. Так, в Японии дома престарелых приобретают партии Nintendo DS с Brain Training в комплекте и говорят, что это отлично работает. Покажите и вы своим бабушке с дедушкой проект, пусть интересно и с пользой проведут время.
Elite Beat Agents
Сборники мини-игр на портативных консолях — это идеальный выбор для геймера, готового уделить развлечениям минимум внимания, скажем, в метро или во время перерыва, но желающего при этом получить максимум удовольствия. Музыкальные проекты — это особая каста, которая безумно популярна в Японии и уверенно чувствует себя в западном мире. Сборники музыкальных мини-игр? За пределы Японии они редко выбираются. Один из них, Elite Beat Agents (в девичестве — Osu! Tatakae! Ouendan), на родине самураев вышел еще два года назад, будучи насквозь национально-колоритным. «Локализация» для западного рынка потребовала существенных усилий: герои сменили внешность, а японский трек-лист превратился в общемировой (читай — американский). Но геймплейные основы и нити сюжета сохранились.
Сверхсекретные правительственные агенты в виртуальном мире игры следят, чтобы людям жилось сухо и комфортно. Едва кто-то попадает в переделку, он начинает орать на все два экрана консоли: «Help!», — и командор Кан за пультом управления (образ, позаимствованный из «Ангелов Чарли», как признаются сами разработчики) высылает на подмогу трех товарищей. Но не ждите физической расправы, у этих парней в черном накачаны не бицепсы, а наушники. Они спасают людей силой своего танца.
Зажигательные па агенты демонстрируют строго сообразно вашим успехам, ведь каждая ошибка буквально выбивает у них почву из-под ног. Что нужно делать? На нижнем экране консоли появляются пронумерованные кружочки и окружности, постепенно сходящиеся в центр кружочков. В пронумерованной очередности нужно нажимать стилусом, причем разработчики постарались, чтобы ритм ваших касаний соответствовал ритму песни, звучащей на фоне всего этого.
Большую часть времени мы отстукиваем по кружочкам с сокращающимися окружностями. Кроме того, иногда приходится выводить стилусом разные завитушки, обязательно следуя движущемуся шарику, случается, вас просят быстро-быстро двигать стилусом по кругу. Естественно, скорость и количество «заданий» возрастает с каждым уровнем сложности. Научиться идеально играть поможет только превосходное знание всех песен, исполняемых здесь, — так что саундтрек вам в помощь.
Hotel Dusk: Room 215
Никогда не задавались вопросом: «Почему на приставках не прижились квесты?». На Конференции Разработчиков Игр в 2006 году мэтр «квестостроения» Бенуа Сокаль открыл тайну: «Все дело в том, что PC-геймер находится рядом с экраном, тогда как консольщик уляжется на диван в трех-четырех метрах от телевизора. Он просто не сможет разглядеть мелкие детали обстановки для pixel hunting'а». От себя добавим, что управление джойстиком — не самое удобное для адвенчур.
Но времена меняются, и приставки (по крайней мере, от Nintendo) оснащаются управлением, которое легко заменяет компьютерную мышку. Благодаря стилусу и портативности Nintendo DS стала очень привлекательной консолью ко всему прочему для стратегий, шутеров и квестов.
В Hotel Dusk: Room 215 разработчики из амбициозной студии Cing предлагают игроку по полной использовать способности приставки: тыкать в нее стилусом, дуть в микрофон, резко закрывать консоль, чтобы высыпать паззл. И все это в очаровательном и мрачном стиле нуара.
Играем мы за Кайла Хайда, бывшего полицейского, а ныне спившегося коммивояжера. Несколько лет назад, еще в бытность блюстителем закона, напарник Хайда — Брайан Брэдли — внедрился в банду похитителей произведений искусства. Но что-то пошло не так, и Брайан сдал своих товарищей. Кайл, раздосадованный таким поворотом событий, убивает коллегу. По крайней мере, думает, что убивает… Дело в том, что, приехав в Отель Dusk («Сумерки»), он узнает, что Брэдли, возможно, и не мертвый совсем.
Камерная история, которая происходит в стенах небольшой гостиницы, вышла не на шутку захватывающей и интересной. Мы встречаем постояльцев, у которых шкафы забиты скелетами, а в кадках с рододендронами прячутся рояли. Основное занятие — общаться. Держать консоль полагается вертикально, таким образом, на левом экране видим Кайла, а справа — собеседника. Отдельную россыпь благодарностей заслужили художники: выполнены персонажи просто восхитительно, они словно живые — черточки на черно-белом рисунке движутся, будто повинуясь невидимому карандашу.
Стилус же в наших руках может стать карандашом вполне видимым. В записной книжке выделено несколько страниц для заметок — писать можно что душе угодно. Ведь геймплей не исчерпывается одними разговорами, классических (и не очень) заданий в духе старых добрых PC-адвенчур тут хоть отбавляй — поклонники квестов явно останутся довольны.
Lunar Knights
Хидео Кодзима (сценарист, режиссер, продюсер и просто баловень судьбы, который взял и придумал гениальную Metal Gear Solid) пару лет назад признался, что очень хочет сделать игру для Nintendo DS. Мол, очень уж управление у вас, госпожа DS, симпатичное. Сказано — сделано. Молодая студия Kojima Productions выпускает Lunar Knights, лейтмотивом через которую проходят погода и манипуляции с ней.
Климат-контроллером выступает наш друг-товарищ, а по совместительству алхимик и профессор Шеридан. По заказу он сделает и зной, и холод, и дождь, и снегопад. Многие загадки на уровнях построены именно на таких манипуляциях, к тому же, вооружение и броня в зависимости от погоды обладают разными характеристиками.
Проект представляет собой классическую японскую Action/RPG. Никаких боевых экранов — все происходит в изометрии в реальном времени на поле боя. Пожалуй, в чем-то игра похожа на Castlevania: Portrait of Ruin: нам снова на попечение отданы два героя, правда, здесь они кардинально разнятся и одновременно сражаться не желают, как не хотят и делить одну линейку жизни на двоих. Люциус — охотник на вампиров, матерый фехтовальщик с Мечом тьмы в ножнах и повязкой на глазу. Аарон — зеленый новичок, едва-едва научившийся стрелять. Снейк и Райден в анимешной обертке, дамы и господа.
Рука Кодзимы видна невооруженным глазом. Простенький сюжет противостояния деревеньки Акунц злым вампирам становится невероятно увлекательным, а геймплей захватывает не на шутку. Ведь после прохождения с десяток коридоров подземелья и уничтожения босса-вампира, на вас сваливается огромный человекоподобный робот (не Metal Gear, слава Богу), и теперь нужно доставить тело убиенного кровососа к солнцу, чтобы окончательно расщепить мерзавца на составляющие. И вот, летим мы на межгалактическом самолетике, а на нас нападают космические вампиры… Графика становится трехмерной, а управление переключается полностью на стилус. Чтобы стрелять в противника — просто указываем на него палочкой, чтобы маневрировать — «тык» в пустое пространство экрана.
В заключение мы обязаны вас предупредить: при всех достоинствах у игры есть огромнейший плюс, выделяющийся даже на их фоне, — музыка. Такого мощного саундтрека нет, пожалуй, ни у одного проекта на DS (Elite Beat Agents не в счет — она все-таки берет лицензированные мелодии).
Metroid Prime: Hunters
На консолях Nintendo сложилась любопытная ситуация: управление, казалось бы, идеальное для шутеров, в этом качестве практически не используется. На DS Metroid Prime: Hunters очень долго находилась в разработке, но даже когда вышла, долгое время оставалась чуть ли не единственным шутером на платформе. В чем причина такой странной ситуации? Наверняка, в имидже Nintendo и в позиционировании DS как консоли для младшего поколения геймеров. Возможно, издатели боятся предлагать казуальной публике непривычный и жестокий жанр с хитроумным управлением.
Управление — это традиционно первый вопрос в консольных FPS. Metroid Prime: Hunters предлагает две раскладки: с использованием стилуса и классическую, кнопочную. Последняя — век прошедший и внимания не достойна. Управляться же со стилусом несколько непривычно: водим «пером» по нижнему экрану — Самус на экране верхнем вертит пушкой. Стрелочками ходим и стрейфимся, стреляем левым шифтом, а прыгаем — либо двойным касанием экрана стилусом, либо остальными кнопками, что справа. Для левшей раскладка зеркалится.
Увы, в Metroid Prime: Hunters серия так и не отделалась от губительной консольной традиции — сохраняться в строго отведенных местах. Для портативной игры это существенный минус. Плюсом же является отличный мультиплеер, позволяющий подключить к баталиям друга как со вторым картриджем, так и без. Кроме того, доступен онлайн-мультиплеер через Wi-Fi. Режимов для веселья море: Battle, Survival, Capture the Flag, Defender, Nodes, Prime Hunter и Bounty.
Nintendo, как всегда, сделала качественный продукт, в который интересно играть. Если не обращать внимания на мелкие артефакты, вроде «убей всех монстров в комнате, тогда откроем дверь», можно получить много удовольствия.
New Super Mario Bros.
«Классический двухмерный платформер с Марио в главной роли» — целых пятнадцать лет не появлялись новые игры с таким описанием на коробке. И хотя проекты с Марио в роли главного героя выходили, но про платформер словно забыли… Так было, пока не появилась New Super Mario Bros.
Впрочем, говоря о двухмерности, мы несколько лукавим — большинство объектов на уровнях New Super Mario Bros. трехмерны, так, Марио и враги состоят из полигонов, но это только прибавляет красочности. Если помните, первые проекты на NES были довольно бледными, теперь же перед нами просто буйство цветов. Геймплей остался прежним, перед нами все тот же старый добрый двухмерный платформер с человечком «в усах», который не может точно остановиться на месте или резко «стартануть». Мы путешествуем из одного конца уровня в другой, попутно прыгаем на головы вражеским созданиям и добираемся до флажка в конце. Глобальная цель не изменилась, ведь Марио на роду написано «спасать принцесс, есть грибы». Черепахоподобный дракончик Боузер-младший похитил ненаглядную принцессу Персик, и нам ничего не остается, как отправиться в спасательную экспедицию.
В прежних играх Марио съедал гриб и немного увеличивался в размерах, зарабатывая одну «жизнь» — право на ошибку. Сейчас же, кроме обычных, появились и особые грибы… Одни превращают «сантехника в красном» в огромное, размером на весь экран, бессмертное создание, которое крушит все и вся на своем пути. «Мариозилла», не иначе. Другие делают нас очень-очень маленьким и поразительно прыгучим. Но на этом нововведения не закончились: Марио научился отталкиваться от стен, лазать по решеткам и одевать черепаший панцирь. Кроме того, проект предлагает набор интереснейших мини-развлечений, в которые можно сразиться с друзьями. В комплекте и мультиплеерная забава: Луиджи против Марио — соревнования в собирании драгоценных монеток. В общем, скучать не придется.
Nintendogs
Чтобы наглядно продемонстрировать все способности новой консоли, в Nintendo планировали встроить в DS тамагочи с собачками. Но то ли бобиков оказалось слишком много, то ли памяти пожалели, однако двухэкранная приставка вышла без дополнительных игр в комплекте (исключение — американские партии с демоверсией Metroid Prime: Hunters). Впрочем, уже при запуске консоли можно было прикупить отличную игру про разведение домашних песиков — Nintendogs. Такое решение оказалось верным, и Nintendogs (в разных версиях) стала самым продаваемым тайтлом на DS. По последним данным, реализовано уже почти 15 миллионов копий.
Почему геймеры всех возрастов без ума от проекта, где только и нужно, что играться с маленьким, миленьким, чудесненьким и разумненьким щеночком? Да по той же причине, по которой The Sims 2 покоряет сердца миллионов — в нее просто интересно играть, когда есть пара минут свободного времени. И управление всячески к этому располагает.
Купив песика, мы приводим его домой. Животное поначалу боится и плохо себя чувствует, так что нужно погладить его, приласкать — выполняем характерные движения стилусом. Потом нарекаем собачку, скажем, Бобиком. Игра попросит несколько раз разборчиво назвать имя в микрофон, когда песик запомнит кличку — он станет на нее откликаться. Затем можно приступать к тренировкам: показываем стилусом, например, «Лежать!» — собачка ложится, и в правом верхнем углу загорается лампочка. Нажав ее, говорим в микрофон команду «Сидеть!», повторяем так несколько раз, пока Бобик не запомнит и ее. После чего достаточно произнести «Сидеть!», и собачка сядет. УчтитеЮ что больше трех команд в день учить не разрешается — животные очень устают.
Вы, как хозяин, должны заботиться о своем питомце. Умереть песики не могут (это все-таки Nintendo), но обидеться вполне способны. Поэтому вовремя покупайте в магазинчике еду и воду, регулярно купайте барбоса и выгуливайте. Во время прогулки можно найти полезные предметы или встретить других собачников с подопечными. Песики могут сдружиться или, облаяв друг друга, разойтись. Можно зайти в парк и побросать любимцу диск или палку. В сущности, этим реально заняться и в родных стенах.
Увы, для игры в транспорте Nintendogs подходит слабо. Она очень шумна, да и вытаращенные глаза соседей будут отвлекать… Зато во время прогулки вывести развеяться своего виртуального четвероногого друга — что может быть приятнее?
Phoenix Wright: Ace Attorney
В Японии рассматриваемая нами серия зовется Gyakuten Saiban и представляет собой симулятор адвоката. Первая игра вышла еще в октябре 2001 на GBA, но за пределы островов не выбралась — слишком необычна она была для «американцев и прочих неандертальцев». Но на Е3 2005 Capcom посчитала, что публика готова, и заявила: инновационная DS получит англоязычный порт под названием Phoenix Wright: Ace Attorney с некоторыми характерными нововведениями.
Phoenix Wright: Ace Attorney состоит из пяти глав — пяти дел. Первые четыре взяты прямиком из Gyakuten Saiban, пятая же — создана эксклюзивно для DS. Несложно также догадаться, что обновилось в первую очередь управление.
Игровой процесс состоит из двух частей: расследование происшествий и защита подсудимого в суде. Феникс Райт, как заправский Перри Мейсон, осматривает место преступления, изымает улики и общается со свидетелями. Здесь нас ждет классическая охота за пикселями, судебная же часть состоит в анализе показаний очевидцев и поиске противоречий (вы же знаете этих свидетелей, все время норовят соврать). Впрочем, «очевидцы не лгут, они просто не помнят всех деталей».
Посему, держите ухо востро и при необходимости давите на собеседника, чтобы выпытать подробности. Если вам кажется, что он врет, нужно подкрепить это аргументами. Выбираем стилусом соответствующее доказательство и нажимаем кнопочку «Представить». А можно просто заорать в микрофон: «Objection!», — и если улика выбрана верно, Феникс начнет расписывать, в чем «ошибся» свидетель. Дали маху, и доказательство «притянуто за уши»? «Полоска жизни», символизирующая количество ошибок, позволенных адвокату, сократится. Пять проколов — и обвиняемый уйдет из зала суда в кандалах.
Нечасто такое встречается, но игра переведена на английский язык просто мастерски, сохранена живость и легкость диалогов. Конечно, японская судебная система отличается от американской, и уж тем более российской, но проект и не претендует на исключительную достоверность. Акцент сделан на захватывающий и умный сюжет, на поразительно логичные загадки и запоминающихся персонажей.
Trauma Center: Under the Knife
Trauma Center: Under the Knife наглядно показывает, чем отличаются японские игры от западных. Возьмем свежевыдуманный жанр — симулятор хирурга. Решись какая-нибудь крупная западная компания на разработку в этом жанре, она поручила бы своей монреальской студии каждый год штамповать набор миссий для фанатов Джорджа Клуни («Скорая помощь») и Хью Лоури (House M.D.) с минимальным набором сценарных изысков и максимально достоверными операциями. В Японии же и, в частности, в компании Atlus, привыкли во всех играх упирать на сюжет и запоминающихся персонажей, отдавая дань достоверности лишь постольку, поскольку того требует его величество сценарий.
В Trauma Center: Under the Knife мы играем за молодого хирурга Дерека Стайлза, которому еще многому предстоит научиться. Герои здесь болтают много, со вкусом и иногда даже по делу, а едва темы для общения исчерпаны, врачи приступают к операции. Хорошенькая ассистентка растолкует, как надо действовать — вам останется лишь подчиняться ее советам. По краям нижнего экрана разложены инструменты, а в центре находится «виновник торжества». Антисептиком-стилусом дезинфицируем область надреза, затем скальпелем-стилусом делаем надрез. Автоматически приблизившись, изучаем заболевание, получаем дополнительные указания на верхнем экране и, при необходимости, используем пинцет (для извлечения чужеродных тел), лазер (для удаления опухолей), иглу с нитками (для зашивания ран), шприц (для ввода лекарств) и прочее. Главные враги — даже не сами заболевания, а время, отведенное на операцию, и сердечно-сосудистая система пациента. Сделаете неверный надрез или промахнетесь лазером — и хлынет кровь, пульс мигом упадет, а вы потеряете время на восстановление целостности.
Что до достоверности, дело происходит в 2018 году, и после трети игры мы сталкиваемся с GUILT — вирусным паразитом, созданным человеком и не имеющим аналогов в реальном мире. Вскорости выясняется, что Дерек обладает магическим даром Исцеляющего прикосновения (The Healing Touch). Нужно всего лишь нарисовать стилусом пятиконечную звезду, и течение времени ненадолго замедлится. Чудесная способность, которой так не хватает реальным врачам, помогает Дереку пробиться в крупный исследовательский институт Caduceus USA, где он становится ведущим хирургом, продолжает успешно резать людей и даже разминирует бомбу. Что ж, если вам понравится копаться в виртуальных «внутренностях» — игра явно создана для вас.
Заключение
Увы, в России DS не пользуется популярностью в широких кругах. У PlayStation Portable создан имидж модного гаджета, который разве что спутники на орбиту не запускает, тогда как Nintendo DS ассоциируется с игрушкой для трехлетнего ребенка, которую стыдно достать из кармана. К тому же, многих не устраивает графика, частенько далекая от идеала. Но хитрость в том, что DS захватывает вас в заложники, благодаря абсолютно новым играм, подобных которым вы никогда не видели прежде. И все предрассудки рушатся сами собой…
Обзор взят с games.cnews.ru